Низький тиск причини

Управление рисками — почему процедуры так редко работают?

Низький тиск причини

Кажущаяся простота В любом учебнике, включая PMBOK, процедура управления рисками описывается в кристально простых и понятных терминах.

Риск нужно:

  • выявить
  • подвергнуть качественному и количественному анализу
  • поместить в соответствующий раздел матрицы рисков
  • принять решение по работе с ним
  • отслеживать до наступления или потери актуальности.

Однако в реальной жизни не так часто можно увидеть аккуратное следование этим процедурам и еще реже — пользу от этого. За кажущейся простотой лежит ежедневная работа руководителя проекта, требующая дисциплины, творческого подхода и интеллектуальных усилий.

А поскольку риск — это вероятное событие в будущем, которое может быть и не произойдет, заниматься этим сейчас некогда и не хочется — есть более насущные задачи. Допустим, руководитель проекта понимает, что управлять рисками необходимо. Убеждать его в этом не нужно.

Но как это сделать наиболее эффективным способом? Какие приемы и инструменты стоит использовать, чтобы с минимальными затратами времени действительно снизить потери от наступления рисков?
Инструменты работы с рисками Есть набор обязательных инструментов, наличие которых, а также качество содержания уже говорит о том, что руководитель проекта старается управлять рисками. Это

  • Реестр рисков
  • Карточки критических рисков
  • Поручения и задачи, связанные с рисками

Однако их наличие само по себе не обеспечивает результат.

Первое — необходимо правильно определить риск. Как правило, к неблагоприятным последствиям приводит цепочка событий. Что называть риском? Последствия или одно из событий, которые к нему приводят?

Давайте рассмотрим простой пример. На рисунке приведена одна и та же цепочка, но акцент сделан на разных звеньях. Можно попытаться никогда не опаздывать на работу. Например, чтобы наверняка избежать опоздания, выходить на полчаса раньше. И это хороший вариант, если вы — жаворонок, и полчаса сна утром для вас не является большой ценностью. А можно перенаправить стационарный телефон на мобильный, и наверняка избежать пропущенного звонка, несмотря на опоздание. Стоимость борьбы с вероятностью наступления риска в двух случаях разная. Полчаса сна или ничего не стоящее перенаправление на мобильный. В зависимости от определения, с чем мы боремся, стоимость предотвращения может различаться кардинально. Рисковое событие — это то, с чем мы будем бороться, что мы будем пытаться предотвратить. В качестве практической подсказки для определения рискового события можно использовать следующие критерии:

  • Событие находится под непосредственным контролем — его можно распознать, на него можно воздействовать.
  • Событие гарантированно приводит к наступлению последствий.
  • Есть стандартный способ решения возникающей проблемы и этот способ, как правило, недорогой.

Выявление рисков — процесс постоянный. Они могут быть сформулированы на основе предыдущего опыта, анализа текущей ситуации, их может сообщить кто угодно, и в какой угодно форме. Если держать глаза открытыми, информация о рисках будет всегда.
Вопрос в том, что из этого достойно попасть в реестр?
Запись в реестре рисков должна отличать конкретность:

  • Если произойдет…
  • Наступят последствия…
  • Мы по этому поводу можем сделать следующее..

По каждому риску назначается ответственный и дата контроля. Я рекомендую следующую структуру реестра рисков, которая, впрочем, может быть изменена или дополнена в соответствие с конкретными условиями и предпочтениями:

  1. № — Уникальный код риска
  2. Название — краткое обозначение риска
  3. Описание — описание рискового события и последствий
  4. Открыт — Дата регистрации риска
  5. Инициатор — ФИО инициатора
  6. Контроль риска — ФИО ответственного за регулярный контроль риска
  7. Приоритет — Высокий/ Средний/ Низкий
  8. Требуемая дата решения — Когда нужно решить о действиях по риску или проблеме
  9. Последствия наступления риска (сроки и стоимость) — К чему приведет наступление риска, в численном выражении.
  10. Действия по борьбе с риском — Что делать с риском
  11. Ответственный за действия — Кто должен эти действия выполнить
  12. Плановая дата действий — Когда нужно выполнить действия
  13. Действия при наступлении риска — Что делать, если риск наступит
  14. Дата статуса — Дата обновления статуса
  15. Статус — Открыт/ Анализ выполнен/ Решено/ Закрыт

Карта риска
Наиболее важные риски достойны того, чтобы по ним создать отдельный документ — карту риска.
В карте риска мы пишем:

  • подробное описание того, что может произойти
  • какие последствия возникнут, желательно выраженные в деньгах
  • вероятность возникновения
  • варианты действий (ничего не предпринимать, сделать что-то, сделать что-то другое)
  • Решение и план действий

Карта риска очень удобна для эскалации. Если действия зависят от кого-то другого, кто не во власти руководителя проекта, то эскалация необходима.

3. Исполнение плана работы с рисками

Можно выявлять риски, вести реестр, оформлять карточки. Но если нет действий по рискам, то все предыдущие шаги оказываются бесполезными. Возможны следующие стратегии работы с риском и примеры ее применения:

  • Уклониться — не делать проект; отказаться от применения неизвестной технологии.
  • Сдерживать — предпринять любые действия по снижению вероятности или степени влияния последствий: привлечь субподрядчика с соответствующим опытом; переместить рискованные задачи в начало проекта; провести дополнительное тестирование.
  • Принять — сформировать резерв под наступление риска (временной буфер, запас в бюджете)
  • Передать — возложить кого-то (заказчика, подрядчика, страховую компанию) ответственность за реализацию задачи, по которой есть риск, или его последствия.

После того, как вы решили, какую стратегию выбрать, запланировали действия, важно обеспечить их выполнение. На одном из проектов я применял следующую практику. Назначал совещание по рискам с заместителем генерального директора заказчика и приходил с несколькими карточками рисков. Просил прочитать, при необходимости что-то пояснял, просил выбрать один из вариантов или сформулировать другое решение. После этого — расписаться на бумаге. Это очень стимулировало к действиям людей в подчинении этого руководителя. Однако не всегда такая схема применима, если не соответствует корпоративной культуре или у руководителя есть тактика ухода от решения. Манипуляция — дело творческое.

На другом проекте мы оформляли карты рисков на портале проекта (см. Использование JIRA и Confluence в ведении проекта), которые потом собирались в реестр автоматически. Такой вариант удобнее, чем пытаться вместить все обилие информации в таблице Excel. Более того, за счет связи с системой управления задачами было легко вести планирование и контроль действий по рискам.

Это изложение не претендует на строгость терминов и полноту раскрытия темы. Вместо этого я постарался поделиться тем, что реально работает.

Если осознавать важность управления рисками, систематически пользоваться инструментами и подходить к этому практично, то можно избежать множества осложнений и вызванной ими лишней работы.

  • управление проектом
  • риски
  • риски программных проектов
  • jira
  • confluence

Источник: https://habr.com/post/429356/

Факторы и причины риска

Низький тиск причини

Причины и факторы воздействия риска определяются исходя из его основных характеристик. Как отмечалось, основными характеристиками риска являются: противоречивость, альтернативность и неопределенность. На основании данных характеристик факторы риска рассматриваются как условия, способствующие проявлению причин риска. В то время как причины риска — это источники их возникновения.

Как правило, первоначально факторы риска по признаку среды их возникновения разделяются на внешние и внутренние. В целом выделяют следующие внешние факторы риска: политические, социально-экономические, экологические, научно-технические.

Различают внешние факторы косвенного и прямого воздействия. К факторам косвенного воздействия относятся: политическая и экономическая обстановка в стране, экономическое положение отрасли, международные события, стихийные бедствия.

Под факторами прямого воздействия экономисты подразумевают: законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность; действия органов государственного и местного управления; налоговую систему; взаимоотношения с партнерами; конкуренцию предпринимателей; коррупцию и т. д.

В отличие от внешних внутренние факторы риска возникают непосредственно в ходе функционирования предприятия. Воздействие факторов внутренней среды в основном связано с нарушениями, недостатками в организации, планировании и управлении производством. Это так называемый фактор «ННН» — некомпетентности, недобросовестности и нерадивости.

В большинстве случаев факторы внутренней среды носят субъективный характер. К ним относятся: стратегия фирмы; принципы деятельности фирмы; ресурсы и их использование; качество и уровень использования маркетинга.

Выделяют также объективные факторы внутренней среды предприятия, а именно: производственной и воспроизводственной деятельности, управления и обращения.

К внутренним факторам производственной деятельности предприятия относятся:

  • • перерывы в технологическом цикле из-за вынужденной переналадки оборудования;
  • • перебои в энергоснабжении и аварии вспомогательных систем;
  • • превышение плановых сроков ремонта, чрезвычайные ситуации и происшествия в складском хозяйстве;
  • • выход из строя вычислительной техники, систем обработки информации и др.

Внутренние воспроизводственные факторы связаны с вопросами инвестиций, подготовки и набора кадров.

В сфере обращения внутренние факторы риска проявляются при нарушении договорных условий поставки сырья, материалов и готовой продукции.

Внутренние факторы управленческой деятельности разделяются на стратегические, тактические и оперативные.

Группировка внутренних факторов по сферам деятельности предприятия позволяет выявить характер их влияния на риск.

Взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних факторов определяют возникновение причин и воздействие различных видов рисков.

Причины риска — конкретные незапланированные события, которые потенциально могут осуществиться и привести к отклонению от намеченного результата.

В целом к причинам возникновения риска относят: спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия; случайность; наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов; вероятностный характер НТП; неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении и др.

Могут быть выделены также объективные и субъективные причины риска. Субъективные риски достаточно часто возникают при асимметричности информации, когда достаточным и полным ее объемом располагает лишь часть участников экономических процессов.

Например, при недостаточном знании конъюнктуры рынка может быть принято неверное решение по формированию ассортиментной политики предприятия, что, в свою очередь, будет являться причиной возникновения риска нереализации произведенной продукции.

Приведем примеры.

Риск остановки производства (нереализации профильной технологии) из-за отсутствия сырья (незаключения договора на его поставку).

Причины риска: отказ традиционных поставщиков от заключения договоров или неприемлемые для предприятия условия договоров (в том числе цены); переход постоянных поставщиков на выпуск другой продукции и др.

Факторы риска: чрезмерная концентрация входных материальных потоков на ограниченном числе поставщиков; недеверсифицирован- ность поставок; нестабильность общей социально-экономической ситуации и др.

Риск нереализации производственных планов или инновационных проектов.

Причины риска: непредвиденный недостаток финансовых средств; неблагоприятные погодные условия; несоблюдение технологии; технические аварии; забастовки; переход квалифицированных кадров на другие предприятия и т. п.

Факторы риска: нестабильность темпов и пропорций изменения цен, уровень предпринимательской активности в регионе; недостаточные затраты на развитие устойчивых технологий и др.

Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.

Причины риска: неблагоприятное впечатление инвесторов относительно перспектив и возможностей предприятия; неожиданная утечка негативной информации; резкое падение курса акций предприятия в результате биржевой игры; выступления потребителей с критикой продукции предприятия и др.

Факторы риска: утрата контроля за имиджем предприятия; активные действия недобросовестных рыночных конкурентов; низкие затраты на маркетинг, в том числе на рекламу и поддержание марки фирмы.

Источник: https://studref.com/583810/menedzhment/faktory_prichiny_riska

Гиппократ
Добавить комментарий