Причины забывания

Что такое забывание в психологии? Понятие, причины, предупреждение

Причины забывания

Что такое забывание в психологии? Оно является одним из основных процессов памяти. К ним также относится запоминание и воспроизведение, сохранение и узнавание. Они неразрывно связаны между собой, что означает, что ни один из них нельзя воспринимать отдельно от другого.

Но темой данной статьи является непосредственно забывание. Будут рассмотрены его причины, особенности и протекание самого процесса, факторы, на него влияющие, виды, рекомендации по борьбе с этим явлением.

Что такое забывание?

В психологии принято давать следующее определение забыванию. Это потеря возможности воспроизведения и узнавания ранее запомненного.

Одна эта дефиниция уже дает понять, что забывание зависит как минимум от трех процессов, указанных выше. Наиболее тесно его связывают с запоминанием. Это легко объясняется: одно невозможно без другого.

Пока информация не запомнена, ее нельзя забыть. Это очень важный момент для идентификации процесса.

Классификация

Существует две равнозначных классификации забывания, каждая составлена по своему признаку.

По первой выделяют явление частичное (это означает, что такое забывание в психологии трактуется неполным или ошибочным воспроизведением ранее запомненного) и полное (абсолютную потерю информации). Считается, что забывается то, что мозг (сознание) фильтрует как незначительное, неважное.

Вторая классификация определяет временное (объясняется торможением нервных связей) и длительное (их угасание) проявление рассматриваемого процесса.

Почему оно возникает?

В общем случае причины забывания делят на две отдельные группы. Первая рассматривает данный процесс как естественный.

Это, к примеру, плохо запомненная информация или забытые вечерние мысли, которые человек обдумывал непосредственно перед тем как лечь в постель.

Также нам свойственно забывать плохие воспоминания: сон отлично стирает их из памяти. Отсюда и пошла поговорка: “Утро вечера мудренее”.

Вторая группа менее масштабна. По существу, это все случаи неприродного забывания: например, следствия психологических проблем. Но и эта причина основана на принципе того, что человек чаще говорит “я забыл” по поводу неприятностей, а не радостных событий.

Процесс забывания

Процесс забывания имеет неравномерный характер. “Не помню” – это утверждение того, что информация не может быть воспроизведена. Но психологам свойственно рассматривать не уже совершенный процесс, а то, каким образом он происходил.

Тенденция забывания такова, что сначала оно идет быстрыми темпами, а затем все медленнее. На примере запоминания чего-либо: в первые 5 дней заучивания данные будут стираться скорее, чем по истечении этого срока. Конечно, стоит учитывать и то, что память у всех разная, и потому такие строгие рамки определяют еще не все.

Особенности забывания

Интересной особенностью забывания является улучшенное отсроченное воспроизведение: то есть наиболее точно заучивание проявляет себя спустя пару-тройку дней. Это явление в психологии называют реминисценцией.

Забывание как основная проблема памяти человека

Механизмы памяти часто связывают с запоминанием. Но некоторые ученые утверждают, что для того, чтобы она была изучена в полной мере, стоит сосредоточиться именно на забывании, а не запоминании.

Механизмы забывания

На вопрос о механизмах забывания существует сразу несколько ответов.

Первый из них не является даже по сути забыванием: человек утверждает: “Я забыл” не потому, что информация стерлась из его сознания, а потому, что она и не была туда помещена.

В тот момент, когда данные передавались, они не были услышаны, приняты во внимание, а вследствие и запомнены.

Пример: ученик на уроке, который совершенно искренне не помнит о том, что задали в прошлый раз, тогда, когда это говорилось, отвлекался на что-то другое: например, на товарища по парте.

Второй ответ ставит ударение на мимолетных событиях. Это полученная информация, но она в итоге так и не была передана ни в кратко-, ни в долговременную память. Скорей всего, мозг счел ее не столь значительной, и в большей степени так и есть.

Классификация причин забывания

Чуть ранее в этой статье уже были рассмотрены две большие группы причин забывания. Но специалисты также выделяют и основные из них, конкретизированные.

Вытеснение

Вытеснение – вид забывания, происходящего исключительно на подсознательном уровне. Оно становится инструментом адаптации, когда человек неосознанно блокирует ужасные воспоминания, которые могут травмировать его. По мнению Фрейда, глубоко в подсознании эта информация остается, и ее можно “вытащить” оттуда при помощи гипноза или выявить в сновидениях.

Амнезия, крайняя степень рассматриваемого вида, определяется как психическое расстройство. Она характеризируется полной или частичной потерей личных воспоминаний.

У амнезии есть свои интересные особенности: известно, что хотя человек и не помнит, кто он есть, привычки и умения у него остаются.

Это означает, что жертв амнезии не требуется заново учить писать, читать, одеваться, есть и готовить себе пищу.

Формы амнезии

Истеричная амнезия является самой известной из форм данного психического расстройства. Она не вызывается физиологическими или органическими причинами. Зачастую такая амнезия есть часть посттравматического синдрома.

Кроме того, она временная, а значит, память человека в скором времени полностью восстанавливаются.

Кроме того, при лечении такой амнезии врачи, родные и близкие пострадавшего способствуют ему: назначаются специальные медикаменты, окружающие рассказывают о прошлом, человек привыкает к тому, кто он, постепенно вспоминая это.

Физиологические причины амнезии – это алкоголь и различные психотропные и наркотические вещества, заболевания и травмы, в особенности, повреждения мозга. Такое забывание может быть как временным, так и длительным. Его называют органической амнезией.

Рассеянность и забывчивость в быту – признаки амнезии у людей преклонного возраста. Это детальное воспроизведение прошлого, но крайне пространное ориентирование в настоящем.

Такая форма амнезии, которая чаще всего оказывается постоянной, называется глобальной деменциальной. Психологи соотносят ее с законом Рибо, или законом обратного хода памяти. Также актуально название – закон регрессии.

Он назван так в честь психолога, который его сформулировал еще в девятнадцатом веке. Закон Рибо характерен для пожилых людей или пациентов с определенными болезнями. Забывание (разрушение воспоминаний) начинается с недавних вещей, все более и более поражая прошлое.

Последний этап – забывание привычек, навыков и умений. Этот процесс касается разрушения личности и инстинктивной памяти – самой стойкой ее части.

Если забывание по закону Рибо происходит вследствие болезни, оно поддается лечению, причем в том порядке, в котором наблюдается потеря воспоминаний. Однако если причина – старость, то остается только поддерживать текущее положение вещей (регрессия продвигается в медленном темпе).

Интересно, что, несмотря на то, что СМИ часто освещает случаи амнезии, встречается она далеко не так часто, как можно было бы подумать. В случаях забывания она и вовсе занимает малый процент.

Подавление – вторая основная причина забывания. В отличие от вытеснения, она, в свою очередь, сознательна. Человек может пытаться забыть человека или событие, поступок, о котором он жалеет и действие, за которое ему стыдно, и т. п.

Угасание и искажение

Как угасание, так и искажение встречаются куда чаще, чем подавление или вытеснение.

Невостребованные знания рано или поздно начинают угасать: к примеру, человек знает, что какой-то момент уже сохранен в памяти его телефона, а значит держать это в своей памяти уже не столь важно, достаточно только понимать, где эта информация.

Навыки и умения почти не подвержены угасанию, в отличие от конкретных данных. Кроме того, известно, что чем раньше получены знания, тем лучше они запоминаются.

Пример: выученный в раннем детстве иностранный язык останется в памяти прочнее, чем будь он изучен в подростковом, а то и в зрелом возрасте.

Однако угасание нельзя однозначно считать основной причиной забывания. Ведь часто случается так, что человек без уловок говорит “не помню” о значимых вещах, используемых им не единожды, а в то же время бесполезные мелочи находятся в его сознании постоянно.

Интерференция

Искажение, или интерференция, – это смешивание новых событий (данных, знаний, информации) со старыми воспоминаниями. Это приводит к последующему частичному забыванию. Кроме этого, интерференция также мешает запоминанию.

Нетрудно заметить, как связаны между собой запоминание и забывание. Даже факторы, влияющие на них, порой аналогичны, связаны или взаимно порождают друг друга.

Конкретно в данном рассматриваемом случае важны таких два фактора, как проактивная и ретроактивная интерференция.

Ретроактивная интерференция

Ретроактивная интерференция – это явление, при котором при получении новых знаний блокируется воспроизведение старых. При этом данные должны быть схожи чем-то между собой: например, два иностранных языка.

Человек, знающий английский и приступивший к изучению немецкого столкнется с трудностями воспроизведения английских слов, которые совсем недавно не вызывали у него никаких проблем.

В то же время немецкие аналоги будут вспоминаться гораздо проще.

Еще один пример: подготовка к экзаменам. Ретроактивная интерференция не станет помехой, когда изучаются одновременно физика и химия, а вот одна за другой прочитанные темы по экономике вполне могут блокировать друг друга.

Проактивная интерференция

Проактивная интерференция – явление, противоположное предыдущему. В этом случае старые знания, напротив, мешают усвоению новых. Они смешиваются между собой и искажаются.

Проактивную интерференцию легко рассмотреть на примере заучивания параграфа: начало легко запоминается вследствие эффекта первичности, конец – потому, что знания свежи и их легко достать их памяти, они, так сказать, на поверхности. А вот середина либо исказится, либо вовсе сотрется. На нее-то в большей мере и повлияет проактивная интерференция.

Психологические теории о забывании

Процессы памяти в психологии объясняются ассоциативными связями и мышлением. С этой точки зрения, забывание представлено как распад ассоциаций. Для поддержания целостности связей рекомендуется повторение и использование запомненной информации.

Эббингауз о забывании

Г. Эббингауз, психолог из Германии, еще два века назад исследовал закономерность, с которой человек забывает информацию. Закон забывания Эббингауза с годами не потерял актуальности и по-прежнему используется даже в современной психологии.

Пример, указанный выше для проактивной интерференции, наглядно отображает также и рассматриваемый закон, ведь ученый выяснил, что именно информация в начале и в конце запоминается лучше всего. Свои выводы Эббингауз сделал вследствие многочисленных экспериментов. Его же изобретением является кривая забывания, иллюстрирующая закономерность этого процесса.

Коротко ее можно описать так: чем больше проходит времени с момента запоминания, тем меньше влияние этой информации.

Также Эббингауз выяснил, что данные, имеющие смысл, запоминаются человеком лучше, чем те, которые не несут никакой смысловой нагрузки.

Как уменьшить забывание?

Рекомендации по борьбе с забыванием при попытке заучить информацию следующие:

  • При запоминании необходимо осмысливать информацию (исходя из указанного выше вывода, сделанного Г. Эббингаузом). То есть, если необходимо что-то запомнить, лучше воспользоваться старой доброй мудростью – лучше учить это и понимать, а не зубрить.
  • Повторение информации, причем время между заучиванием и первым повторением должно составлять не менее сорока минут. Количество повторений максимально в первые дни и постепенно уменьшается.

Рекомендации наводят на мысль, что для качественного запоминания и во избежание забывания для усваивания информации необходимо уделять времени больше, чем один день. “Победа любит подготовку”, качественную и длительную.

Забывание: а так ли это плохо?

На вопрос, что такое забывание в психологии, дается очень точный и научный ответ без эмоциональной окраски, только дефиниция. Но если спрашивать о нем у простого обывателя, он придаст ему также и свое отношение, и чаще всего негативное.

Мы считаем, что память, забывание – понятия противоположные. Помнить – хорошо, не помнить – плохо. Конечно, забывание может вызывать трудности и препятствия, но в нем есть и положительные стороны.

Подобно жесткому диску, человеческая память очищается, что дает больше пространства для новой информации. Более того, как было рассмотрено выше, такие явления, как амнезия, могут быть полезны, так как блокируют воспоминания, травмирующие сознание.

В конечном итоге все процессы памяти помогают четко функционировать этому сложному механизму, включая и запоминание, и забывание, и узнавание, и воспроизведение.

Человеческий фактор

Забывание в психологии изучается в связи с остальными процессами памяти, но все-таки в общем смысле. Законы забывания работают с определенной, но не абсолютной точностью.

Важен человеческий фактор: у кого-то память лучше, у кого-то хуже.

Некоторые методики и инструкции приходится “подгонять под себя”, учитывая особенности организма и мышления, вот почему забывание – процесс, свойственный всем, становится индивидуальным для каждого.

Источник: //FB.ru/article/223292/chto-takoe-zabyivanie-v-psihologii-ponyatie-prichinyi-preduprejdenie

Воспроизведение и его разновидности

Причины забывания

Воспроизведение – один из главных процессов памяти. Оно является показателем прочности запоминания и одновременно следствием этого процесса.

Засадовимы для воспроизведения является активизация ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Простейшая форма воспроизводства – узнавание. Узнавание – это воспроизведение, возникающей при повторном восприятии предметов. Узнавание бывает полным и неполным.

При полном узнаваемые повторно воспринят предмет сразу отождествляется с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предварительного ознакомления с ним. Полное опознания имеет место, например, при встрече с хорошо знакомым человеком или когда идем хорошо известными улицами и тому подобное.

Неполное опознания характеризуется неопределенностью, трудностями соотнесение объекта воспринимается, с тем, что уже имел место в предыдущем опыте. Так, услышав мелодию, человек может испытывать чувство знакомого, однако будет не в состоянии отождествить ее с конкретным музыкальным произведением.

Сложной формой воспроизведения является упоминания. Особенность упоминание заключается в том, что оно происходит без повторного восприятия того, что воспроизводится.

Упоминание может быть произвольным, когда оно обусловлено потребностью воспроизвести нужную информацию (например, вспомнить правило при написании слова или предложения, ответить на вопрос), или невольным, когда образы или сведения всплывают в сознании без каких-либо осознанных мотивов.

Такое явление называется персеверация. Во персеверация понимают представления, имеют навязчивый характер. Появляются образные пересверации после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или когда имеет место сильное эмоциональное воздействие на личность.

К самопроизвольному воспроизводства относится явление реминисценции, или “всплытие” в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания.

Реминисценция – следствие снятия усталости нервных клеток, которое наступает после выполнения сложного мнемонического задачи. Со временем эта усталость исчезает и производительность воспроизведения возрастает.

Особой формой произвольного воспроизведения запомненного материала является припоминание. Потребность в припоминании возникает тогда, когда в нужный момент не удается вспомнить то, что необходимо.

В этой ситуации человек прилагает определенные усилия, чтобы преодолеть объективные и субъективные трудности, связанные с невозможностью вспомнить, напрягает волю, прибегает к поиску путей активизации предыдущих впечатлений, к различным мнемонических действий.

Припоминания может быть сложной умственной деятельностью, которая включает в себя поэтапное воспроизведение всех обстоятельств и условий, при которых происходит процесс запоминания предмета или явления.

От умения вспоминать зависит эффективность использования полученных знаний, развитие памяти как психического процесса в целом. К. Д.

Ушинский одну из главных причин “плохой памяти” видел именно в лености вспоминать.

Одной из разновидностей произвольного воспроизведения воспоминания. Воспоминания – это локализованные во времени и пространстве воспроизведения образов нашего прошлого. В воспоминаниях этапы жизни человека соотносятся ею с общественными событиями, с важными в личной жизни в городе.

Специфическим содержанием этого воспроизведения факты жизненного пути человека в контексте исторических условий определенного периода, к которым она так или иначе был причастен непосредственно.

Это приводит насыщенность воспоминаний различными эмоциями, которые обогащают и углубляют содержание воспроизведения.

Все, что человек запоминает, со временем постепенно забывается. Забывание – процесс, обратный запоминанию. Забывание проявляется в том, что теряется четкость запомненного, уменьшается его объем, возникают ошибки в воспроизведении, оно становится невозможным и, наконец, исключается опознания.

Забывание – функция времени. Забывание – это угасание временных нервных связей, в течение продолжительного времени не подкреплялись. Если приобретенные знания на протяжении длительного времени не используются и не повторяются, то они постепенно забываются. Второй причиной забывания является недостаточная прочность запоминания. Чтобы предотвратить забыванию, нужно хорошо заучивать материал.

Забывания зависит также от содержания деятельности, ее организации и условий, при которых она происходит. Причиной, ухудшает запоминание, может быть отрицательная индукция, обусловленная содержанием материала. Похожий, сложный материал предыдущего занятия затрудняет образование новых временных нервных связей, снижает эффективность запоминания.

Негативное влияние ранее запомненного материала на усвоение нового характеризуется как проактивная (, действующая вперед) интерференция. С точки зрения психологии нецелесообразно после математики изучать физику или химию. Негативное влияние последующей деятельности в связи, произведенные в предыдущей деятельности, называется Ретроактивное (такой, что действует обратно) интерференции.

Временной причиной трудностей воспроизведения может быть сильный импульс – желание вспомнить, которое индуцирует торможение. Примером может быть состояние студента на экзамене, когда он пытается сразу вспомнить от

проповеди на вопрос в билете и из-за волнения не может этого сделать. Торможение снимается путем перевода мысли на другие объекты.

Забывание – процесс постепенный, засадовим для него является ослабление и нарушение ранее образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются.

Как показывают исследования памяти (П. И. Зинчснко, А. А. Смирнов и др.), Скорее забывается и информация, которой принадлежит второстепенная роль в содержании деятельности. В течение гораздо более длительного времени удерживается информация, что несет в деятельности главное смысловую нагрузку.

Самые высокие темпы забывания имеют место сразу после заучивания материала.

Для длительного удержания в памяти информации важно изначально обеспечить прочное ее запоминания и закрепления путем повторения в первые дни после того, как она была получена.

Важное условие продуктивного запоминания – осмысленность, понимание того, что является его предметом.

Каждая личность имеет индивидуальные различия памяти, которые проявляются в различных сферах ее мнемической деятельности.

В процессах памяти индивидуальные различия проявляются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.

Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых человеку для запоминания нового материала.

Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизводимого том, что запоминалось, и количеством допущенных ошибок.

Прочность запоминания оказывается в продолжительности сохранения заученного материала (или в медлительности его забывания).

Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить нужные ему сведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Скорость образования временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что приводит точность и прочность запоминания.

При сильном, но недостаточно подвижном торможении дифференциация впечатлений происходит медленно, что может сказываться на точности запоминания.

Если у человека сформированы рациональные способы мнемической деятельности, выработаны соответствующие привычки – аккуратность, точность, ответственность, – то негативные проявления, обусловленные типологическими особенностями нервной системы, могут корректироваться.

Индивидуальные различия памяти оказываются и в том, какой материал лучше запоминается – образный, словесный или в равной степени продуктивно тот и другой.

В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный, или промежуточный, типы памяти. Эти типы обусловлены частично соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом – условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности.

Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно-абстрактний– у ученых, философов. Смешанный тип памяти имеет место у людей, в деятельности которых не наблюдаются заметные преимущества наглядно-образного или словесно-абстрактного типа.

Учитывать индивидуальные различия памяти важно в учебной работе, чтобы максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого ученика и всесторонне развивать его память.

Формализованная структура содержания темы

Познавательная функция памяти: накопление жизненного опыта.

Физиологический механизм: способность отражать и сохранять впечатление от воздействий окружающей среды.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте важнейшие особенности памяти как познавательного процесса.

2. Какова роль памяти в психической жизни человека?

3. Какова природа ассоциаций и каков их значение в процессах памяти?

4. По каким принципам память делят на разновидности?

5. В чем заключается различие между кратковременной и оперативной памятью?

6. Каковы главные условия продуктивного запоминания?

7. Как можно объяснить явление реминисценции?

8. В чем проявляется главное отличие образов и представлений памяти от образов восприятия?

9. В чем проявляются индивидуальные различия памяти?

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля

1. Есть память психическим процессом, который можно отнести к абстрактному познания?

2. Можно ли утверждать, что функция памяти исчерпывается процессами фиксации и воспроизведения полученных впечатлений?

3. Правильно определены принципы разделения памяти на виды: в зависимости от участия воли в процессах запоминания, в зависимости от продолжительности удержания информации в памяти, в зависимости от содержания запомненного?

4. все разновидности памяти названы: произвольная, непроизвольная, образная, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная, долговременная, кратковременная?

5. Есть ли принципиальная разница в механизмах самопроизвольного воспроизведения и персеверации?

6. все условия продуктивного запоминания названы: цель запоминания, положительное отношение к заучиваемого, осмысленность информации, повторение?

7. все названные особенности памяти характеризует ее индивидуальные различия: скорость запоминания, готовность к воспроизведению, продолжительность хранения, персеверация?

Задачи и проблемные ситуации

1. По опыту известно, что, волнуясь, человек может забывать ранее запомненное. Какое физиологическое объяснение можно дать этому явлению?

2. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к коротким занотувань. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

3. В одном эксперименте испытуемым было предложено решить пять задач. Во втором – через 15 минут им же нужно было составить пять аналогичных задач. После этого по требованию экспериментатора они должны были воспроизвести числа из всех десяти задач. В любом случае испытуемые лучше запомнили цифры и почему?

4. Случается так, что длительная работа по запоминанию учебного материала оказывается неэффективной. Чем объяснить, что, во-первых, материал плохо запоминается, во-вторых, создается иллюзия его запоминания?

5. Как психологически и физиологически обосновать положение К. Д. Ушинского о том, что “плохая память” – это результат лени вспоминать?

Литература

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесе обучения. – М .: Прогресс, 1979.

2. Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978.

3. Истомина 3. М. Развитие памяти: Учсб.-метод. пособие. – М, 1978.

4. Общая психология / Под ред. С. Д.Максименка. – М .: Форум, в 2000.

5. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

6. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М .: Педагогика, 1974.

7. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. – М., 1976.

8. Максименко С. Д. Основы генетической психологии: Учеб. пособие. – М .: НПЦ “Перспектива”, в 1998.

9. Максименко С. Д. Развитие психики в онтогенезе: [В 2 т.], Т. 1. Тео-Ретик-методологические проблемы генетической психологии. – М .: Форум, 2002.

10. Максименко С. Д. Развитие психики в онтогенезе: [В 2 т.], Т. 2. Моделирование психологических новообразований. – М .: Форум, 2002 11 Немов Р.

11. Психология. – М .: Просвещение, 1995.

12. Общая психология / Под ред. С. Д. Максименко. – М .: Рефл-бук; К .: Ваклер, в 1999.

13. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М .: Просвещение, 1977.

14. Основы общей психологии / Под ред. С. Д. Максименко. – К • НПЦ “Перспектива”, 1998.

15. Психология / Под ред. Г. С. Костюка. – М .: Сов. школа, 1968.

16. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. – М., 1977.

17. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. – М .: Просвещение, 1966.

18. Хомуленко Т. Б. Развитие высших форм памяти. – Харьков 1998. *

Источник: //studbooks.net/8699/psihologiya/vosproizvedenie_raznovidnosti

Процессы забывания с научной точки зрения

Причины забывания

Психология включает термины, которые определяют важные мыслительные и психические процессы. Забывание — один из таких процессов, который обычно путают с забывчивостью.

Часто он несет отрицательную нагрузку, однако, это далеко не то же самое — так как сравнивать их нельзя.

Процесс этот необходим, чтобы наш мозг мог правильно функционировать и работать, ведь перегрузка памяти чревата отрицательными последствиями, поэтому наряду с запоминанием параллельно происходит и процесс забывания.

Зависимость от характера информации и действий человека

Мы лишаемся способности воспроизводить и вспоминать усвоенную информацию — характер такой потери может быть мгновенный, но кривая эксперимента говорит, что он может идти и постепенно. Факторы, влияющие на забывание, различны (с одной стороны, зависят от качества, объема информации, с другой — от действий самого запоминающего):

  1. характер и содержание полученных сведений (кривая забывания показывает, что бессмыслица забывается почти мгновенно);
  2. объем;
  3. частота использования полученной информации (чем чаще нужны конкретные данные, тем лучше мы запоминаем);
  4. эмоциональность (отрицательные события, факты часто более весомы и важны, чем положительные).

Причины забывания (о последних в психологии единого мнения нет — теории забывания разные, основанные на различных причинах):

  1. Отсутствие подкрепления информации. В психологии процесс носит названия угасания навыка.
  2. Вытеснение (такого мнения придерживаются некоторые направления психотерапии, например, психоанализ — согласно психоаналитической теории, это результат работы защитных механизмов человека, которые стремятся оградить его личность от отрицательных воспоминаний, представляющих угрозу для психического состояния).
  3. Согласно когнитивному подходу, причины забывания и процесс механизма зависят от вида памяти. Те, кто поддерживают эту теорию, выделяют три вида:
    • очень непродолжительная (сенсорно-информационная, материал забывается почти тут же впоследствии быстрых процессов нервного распада);
    • кратковременная (ограниченная, объем запоминаемого зависит от повторения последнего);
    • долговременная (ничем не ограничена).

Прочитанный материал начинает забываться уже практически сразу после чтения. Кривая забывания, которую выстроил Эббингауз в ходе многочисленных экспериментов, свидетельствует, что процесс идет неравномерно.

Механически заученная информация забывается в течение первого дня (человек теряет 50 процентов материала), потом процесс этот замедляется. Спустя неделю он практически прекращается.

К концу месяца у человека в памяти, согласно теории забывания, остается только пятая часть полученного месяц назад материала.

Осмысленность и повторение против забывания

Законы забывания, согласно экспериментам Эббингауза, свидетельствуют об обратных действиях, которые помогают запоминанию материала.

Выше мы говорили, что информация без подкрепления (бессмыслица, негодная, пустая, сведения, которые ни разу не понадобилась) забудется быстрее, чем та, что несла смысловую или эмоциональную нагрузку для человека.

Также большие объемы материала не способствуют быстрому сохранению в памяти.

Получаемые данные и процессы забывания и запоминания похожи на принятие пищи. Тщательно разжеванная еда, принимаемая небольшими порциями (осмысленно и не спеша), встроится в ткани организма эффективнее, чем наспех проглоченных кусок, который еще и имеет привычку застревать поперек горла.

Человек, «поглощающий» информацию осмысленную, забывает иначе — медленнее. Если заученный материал периодически повторять, он усвоится еще лучше, а забывание практически прекратится.

Интересный феномен — закон реминисценции. Это явление, ещё малоизученное в психологии — самопроизвольное внезапное восстановление забытых фактов, событий в памяти индивида. Как и по каким причинам оно происходит ещё неясно.

Сазонов Михаил (3 , 4,67 из 5)

Источник: //pamyatplus.ru/harakteristika/zabyvanie.html

Процесс забывания в психологии

Причины забывания

Мозг человека – величайшая загадка природы, каждую секунду в нем происходят миллионы разных процессов. Одна из удивительных способностей этого органа — запоминание, воспроизведение, узнавание, припоминание, забывание и сохранение различной информации. Все эти функции взаимосвязаны и составляют систему памяти человека.

Забывание – процесс, противоположный сохранению, основная его задача состоит в удалении невостребованной информации из памяти с целью сохранения гибкости нервной системы.

Если бы все полученные человеком знания сохранялись, то мозг не смог бы правильно функционировать. Часто забывчивость отождествляют с забыванием, однако это разные процессы.

Излишняя забывчивость может являться симптомом различных нарушений деятельности мозга или переутомления.
Теоретическое обоснование процесса

На сегодняшний день наиболее известным является разработанный еще в позапрошлом веке закон забывания Эббингауза. Проведя многочисленные эксперименты, ученый выявил закономерности забывания и построил кривую, описывающую изменение состояния памяти в зависимости от времени.

В общем виде закон забывания гласит, что мозг начинает терять новую информацию сразу же после заучивания. Далее процесс замедляется, и по истечении месяца сохраняется около 20% от первоначального объема полученных знаний.

Исследование касалось механической, то есть не несущей смысловой нагрузки информации. Так, Эббингауз использовал для экспериментов специальный набор слогов, состоящий из чередования гласных и согласных звуков.

Ученый заставлял подопытных запоминать слоги и повторять их через определенное время.

Исследования показали, что функция забывания изменяла свой вид, если подопытный получал знания со смысловой нагрузкой или целенаправленно повторял пройденный материал.

Мотивированное забывание – вторая теория, объясняющая механизм утери мозгом воспоминаний. Согласно ей, главенствующая роль в процессах памяти принадлежит цели и мотивации человека. Зигмунд Фрейд, проведя исследования, выделил два момента:

1. Забывание впечатлений, переживаний – может выражаться, например, в случайной потере вещей, невозможности припомнить конкретные моменты жизни или людей, которых вы раньше знали. Основная мотивация мозга в этом случае – избавиться от отрицательной информации.

2. Забывание намерений – человек испытывает переживания от того, что он упустил что-либо. Например, ему предложили очень выгодное сотрудничество, но в силу обстоятельств он не смог достигнуть желаемого.

Фрейд предположил, что эти две группы причин объединяет мотив «неохоты» хранить воспоминания. Конфликтная информация как бы вытесняется в область бессознательного, чтобы не противоречить механизмам внутренней цензуры. Это своеобразный защитный механизм, как объясняет психология, в психологии сознания главная задача – не допустить конфликта с «Я» и «Сверх Я».

Существуют когнитивные теории, разделяющие память на подструктуры. В каждой из них может храниться определенный объем информации в течение разного времени. Способы кодировки также сильно отличаются. Теория утверждает, что медленнее будет забываться информация, полученная в начале и конце обучения, быстрее – в середине.

Почему мозг «стирает» информацию

Ученые тщательно исследовали механизм памяти и пришли к выводу, что причины забывания можно разделить на несколько групп. Группа естественных причин связана с биологической функцией мозга. Суть заключается в том, что человек теряет плохо заученную информацию или не может вспомнить мимолетные размышления. Обычно стиранию таких воспоминаний способствует крепкий и здоровый сон.

Неестественный или психологический характер забывания – это вторая группа, его причины связаны с различного рода травмами.

Мозгу свойственно терять воспоминания о негативных моментах жизни, это может касаться как неприятных мыслей, так и реальных событий, происходивших с человеком.

Благодаря быстрому забыванию мозг спасает себя от «перегруза» и «отключения». Называют и прочие причины, по поводу которых ученые не достигли единства мнений:

Отсутствует постоянное повторение информации. Вытеснение как защитная функция памяти (например, амнезия).

Вид памяти, задействованный при запоминании информации (очень непродолжительная, кратковременная и долговременная).

Процессы, происходящие в человеческой памяти, очень похожи на пищеварение. Чем качественнее пища и чем тщательнее она пережевана, тем лучше работает пищеварительный тракт. Рассмотрим подробнее, каковы же основные формы забывания? Первая форма забывания выражается в том, что человек не может вспомнить или узнать, вторая – в том, что он неверно это делает.

Между первой и второй формой много промежуточных этапов. Например, при амнезиях человек может вспомнить длинное и сложное стихотворение и не может припомнить имен близких родственников или даже своего.

Характер формы забывания бывает разным: мозг может «скелетизировать» нужные данные в схему и отбросить все прочее, смешать новую и старую информацию, привести новые данные к устаревшим выводам.

Все перечисленные явления абсолютно нормальны для человеческой памяти.

Ученые выявили основные факторы забывания. Первый и самый важный из них – время. Чем дольше механически заучивался материал, тем быстрее он забудется.

Второй фактор – частота использования изученного материала: чем она выше, тем дольше и точнее человек способен воспроизводить данные.

Однако факторы, влияющие на забывание, действуют не одинаково на разные виды памяти – это одна из причин излечения от амнезии.
Как бороться с плохой памятью

Борьба с забыванием занимает умы многих ученых, ведь такую, казалось бы, незначительную проблему не решить с помощью записной книжки. Изучение механизмов воспоминания доказало, что проблема может быть решена за счет систематического развития памяти. Важное условие преодоления забывания – отсутствие психологических проблем, иначе все усилия будут потрачены впустую.

Внешние раздражители могут не только значительно ухудшать запоминание информации, но и нарушать образование временных взаимосвязей.

Причина – ретроактивное и проактивное торможение, поэтому при изучении различных видов материала стоит сделать перерыв при переходе от одного к другому.

Старайтесь выстраивать работу так, чтобы не изучать подряд сходные предметы, всегда уделяйте особое внимание середине текста, так как она запоминается гораздо хуже.

Кратковременное забывание – наиболее распространенное нарушение памяти, парадоксально возникающее в результате сильного желания вспомнить забытое. Причина состоит в перенапряжении корковых клеток, следствием которого становится невозможность запомнить информацию, если человек сильно утомлен.

После своевременного отдыха, как правило, память восстанавливается в прежнем объеме. Вот почему не стоит учить по ночам – эти знания будут воспроизводиться лишь отдельными частями или забудутся полностью.

Мнемотехника – один из приемов, способствующий улучшению глубокой памяти. Он основан на создании ярких образов путем ассоциации. Представляя себе предметы, которые нужно запомнить, человек как бы «протыкает» их, соединяя цепочкой. Техника довольно проста и эффективна, ею с легкостью может овладеть любой желающий.

Также может способствовать улучшению памяти учет особенностей процесса накопления и воспроизведения информации. Каждый человек имеет свои особенности, в том числе и уровень развития памяти. Поэтому если вы хотите улучшить свою память, перед обучением мнемотехникам пройдите психологическое тестирование, это позволит выявить слабые места и правильно выстроить план работы.

Случалось ли вам когда-нибудь забыть выключить утюг или плиту? Это верный признак того, что в повседневной жизни вы не используете свою память. Уделяйте внимание мелочам, постарайтесь запомнить номер машины соседа, количество ступенек на лестничном пролете, заметьте, сколько бабушек сидит на лавочке. Чем чаще вы будете обращать внимание на детали, тем меньше будете забывать.

Каждый студент сталкивался с тем, что если не прочитать перед экзаменом материал, то вспомнить его практически невозможно. Это один из секретов нашей памяти: не повторил, не пригодилось в повседневной жизни – значит, можно забыть. Поэтому основной принцип решения проблемы забывания заключается в выстраивании цепочки: выучил – повторил — повторил.

Екатерина Волкова

Источник: //starkov.su/protsess-zabyivaniya-v-psihologii/

Теоретическое обоснование процесса

На сегодняшний день наиболее известным является разработанный еще в позапрошлом веке закон забывания Эббингауза. Проведя многочисленные эксперименты, ученый выявил закономерности забывания и построил кривую, описывающую изменение состояния памяти в зависимости от времени.

В общем виде закон забывания гласит, что мозг начинает терять новую информацию сразу же после заучивания. Далее процесс замедляется, и по истечении месяца сохраняется около 20% от первоначального объема полученных знаний.

Исследование касалось механической, то есть не несущей смысловой нагрузки информации. Так, Эббингауз использовал для экспериментов специальный набор слогов, состоящий из чередования гласных и согласных звуков.

Ученый заставлял подопытных запоминать слоги и повторять их через определенное время.

Исследования показали, что функция забывания изменяла свой вид, если подопытный получал знания со смысловой нагрузкой или целенаправленно повторял пройденный материал.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Деменция — это

Мотивированное забывание – вторая теория, объясняющая механизм утери мозгом воспоминаний. Согласно ей, главенствующая роль в процессах памяти принадлежит цели и мотивации человека. Зигмунд Фрейд, проведя исследования, выделил два момента:

1. Забывание впечатлений, переживаний – может выражаться, например, в случайной потере вещей, невозможности припомнить конкретные моменты жизни или людей, которых вы раньше знали. Основная мотивация мозга в этом случае – избавиться от отрицательной информации.

2. Забывание намерений – человек испытывает переживания от того, что он упустил что-либо. Например, ему предложили очень выгодное сотрудничество, но в силу обстоятельств он не смог достигнуть желаемого.

Фрейд предположил, что эти две группы причин объединяет мотив «неохоты» хранить воспоминания. Конфликтная информация как бы вытесняется в область бессознательного, чтобы не противоречить механизмам внутренней цензуры. Это своеобразный защитный механизм, как объясняет психология, в психологии сознания главная задача – не допустить конфликта с «Я» и «Сверх Я».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Существуют когнитивные теории, разделяющие память на подструктуры. В каждой из них может храниться определенный объем информации в течение разного времени. Способы кодировки также сильно отличаются. Теория утверждает, что медленнее будет забываться информация, полученная в начале и конце обучения, быстрее – в середине.

Почему мозг «стирает» информацию

Ученые тщательно исследовали механизм памяти и пришли к выводу, что причины забывания можно разделить на несколько групп. Группа естественных причин связана с биологической функцией мозга. Суть заключается в том, что человек теряет плохо заученную информацию или не может вспомнить мимолетные размышления. Обычно стиранию таких воспоминаний способствует крепкий и здоровый сон.

Рекомендуем: Что значит: гипнопедия?

Неестественный или психологический характер забывания – это вторая группа, его причины связаны с различного рода травмами.

Мозгу свойственно терять воспоминания о негативных моментах жизни, это может касаться как неприятных мыслей, так и реальных событий, происходивших с человеком.

Благодаря быстрому забыванию мозг спасает себя от «перегруза» и «отключения». Называют и прочие причины, по поводу которых ученые не достигли единства мнений:

  • Отсутствует постоянное повторение информации.
  • Вытеснение как защитная функция памяти (например, амнезия).
  • Вид памяти, задействованный при запоминании информации (очень непродолжительная, кратковременная и долговременная).

Процессы, происходящие в человеческой памяти, очень похожи на пищеварение. Чем качественнее пища и чем тщательнее она пережевана, тем лучше работает пищеварительный тракт. Рассмотрим подробнее, каковы же основные формы забывания? Первая форма забывания выражается в том, что человек не может вспомнить или узнать, вторая – в том, что он неверно это делает.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Между первой и второй формой много промежуточных этапов. Например, при амнезиях человек может вспомнить длинное и сложное стихотворение и не может припомнить имен близких родственников или даже своего.

Характер формы забывания бывает разным: мозг может «скелетизировать» нужные данные в схему и отбросить все прочее, смешать новую и старую информацию, привести новые данные к устаревшим выводам.

Все перечисленные явления абсолютно нормальны для человеческой памяти.

Рекомендуем: Все про гипомнезию — нарушение памяти

Ученые выявили основные факторы забывания. Первый и самый важный из них – время. Чем дольше механически заучивался материал, тем быстрее он забудется.

Второй фактор – частота использования изученного материала: чем она выше, тем дольше и точнее человек способен воспроизводить данные.

Однако факторы, влияющие на забывание, действуют не одинаково на разные виды памяти – это одна из причин излечения от амнезии.

Как бороться с плохой памятью

Борьба с забыванием занимает умы многих ученых, ведь такую, казалось бы, незначительную проблему не решить с помощью записной книжки. Изучение механизмов воспоминания доказало, что проблема может быть решена за счет систематического развития памяти. Важное условие преодоления забывания – отсутствие психологических проблем, иначе все усилия будут потрачены впустую.

Внешние раздражители могут не только значительно ухудшать запоминание информации, но и нарушать образование временных взаимосвязей.

Причина – ретроактивное и проактивное торможение, поэтому при изучении различных видов материала стоит сделать перерыв при переходе от одного к другому.

Старайтесь выстраивать работу так, чтобы не изучать подряд сходные предметы, всегда уделяйте особое внимание середине текста, так как она запоминается гораздо хуже.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Кратковременное забывание – наиболее распространенное нарушение памяти, парадоксально возникающее в результате сильного желания вспомнить забытое. Причина состоит в перенапряжении корковых клеток, следствием которого становится невозможность запомнить информацию, если человек сильно утомлен.

После своевременного отдыха, как правило, память восстанавливается в прежнем объеме. Вот почему не стоит учить по ночам – эти знания будут воспроизводиться лишь отдельными частями или забудутся полностью.

Мнемотехника – один из приемов, способствующий улучшению глубокой памяти. Он основан на создании ярких образов путем ассоциации. Представляя себе предметы, которые нужно запомнить, человек как бы «протыкает» их, соединяя цепочкой. Техника довольно проста и эффективна, ею с легкостью может овладеть любой желающий.

Также может способствовать улучшению памяти учет особенностей процесса накопления и воспроизведения информации. Каждый человек имеет свои особенности, в том числе и уровень развития памяти. Поэтому если вы хотите улучшить свою память, перед обучением мнемотехникам пройдите психологическое тестирование, это позволит выявить слабые места и правильно выстроить план работы.

Случалось ли вам когда-нибудь забыть выключить утюг или плиту? Это верный признак того, что в повседневной жизни вы не используете свою память. Уделяйте внимание мелочам, постарайтесь запомнить номер машины соседа, количество ступенек на лестничном пролете, заметьте, сколько бабушек сидит на лавочке. Чем чаще вы будете обращать внимание на детали, тем меньше будете забывать.

Рекомендуем: Что такое гипермнезия?

Каждый студент сталкивался с тем, что если не прочитать перед экзаменом материал, то вспомнить его практически невозможно. Это один из секретов нашей памяти: не повторил, не пригодилось в повседневной жизни – значит, можно забыть. Поэтому основной принцип решения проблемы забывания заключается в выстраивании цепочки: выучил – повторил — повторил. Екатерина Волкова

Источник: //www.grc-eka.ru/eto/zabyvanie.html

Гиппократ
Добавить комментарий