Сердце ребенка анатомия

48. Возрастные особенности строения и работы сердца [1969 Кабанов А.Н., Чабовская А.П. – Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста]

Сердце ребенка анатомия

Кровообращение плода. У плода, как и у взрослого человека, имеются два круга кровообращения – большой и малый. Однако в период внутриутробного развития снабжение организма кислородом и питательными веществами происходит совсем не так, как у взрослых.

Уже к концу первой недели развития эмбрион начинает внедряться в разбухшую слизистую оболочку матки.

Ворсинки, которыми покрыта внедрившаяся в матку наружная оболочка эмбриона, разрастаются, частично разрушая кровеносные сосуды слизистой оболочки матки.

В результате вокруг ворсинок образуются так называемые лакуны – пространства, заполненные материнской кровью. Она поступает сюда из артерий, через их поврежденные стенки, и оттекает по венам в общий круг кровообращения материнского организма.

Одновременно в теле зародыша развиваются сердце и кровеносные сосуды. Сосуды образуются и в ворсинчатой части его наружной оболочки. Кровь зародыша по двум пупочным артериям течет к капиллярам ворсинок, оттекая от них по одной широкой пупочной вене.

Кровь матери не смешивается с кровью зародыша, протекающей по сосудам ворсинок. Однако обмен веществ между кровью матери и кровью зародыша происходит очень интенсивно.

Из лакун в кровь зародыша проникают питательные вещества и кислород, а из крови зародыша в лакуны поступают углекислота и другие продукты обмена.

Орган, образованный ворсинками наружной оболочки зародыша и слизистой оболочкой матки, называется плацентой.

Значение плаценты заключается в том, что она выполняет те функции, которые после рождения выполняются органами дыхания, пищеварения и выделения. Плацента непрерывно растет и к концу беременности весит 500-600 г.

Окруженный оболочкой пучок сосудов, соединяющий плод с плацентой, превращается в пуповину – шнур, достигающий к концу беременности толщины пальца и в длину 50-60 см.

Движение крови через плаценту представляет существенную часть большого круга кровообращения плода (цв. табл. XIII). Из плаценты кровь поступает в нижнюю полую вену, оттуда в правое предсердие.

Отсюда кровь попадает частично в правый желудочек, а частично через имеющееся у плода овальное отверстие между обоими предсердиями в левый желудочек. Из правого желудочка кровь поступает в легочную артерию.

Дальше возможны два пути: через легкие и по не существующему у взрослого человека широкому артериальному протоку, соединяющему легочную артерию с аортой. Понятно, что по этому более легкому пути и устремляется основная масса крови, выбрасываемой правым желудочком.

Таблица XIII. Изменения в кровообращении при рождении: А – движение крови в плаценте; Б – кровообращение плода; В – кровообращение после рождения: 1 – пупочные артерии; 1а – пупочные связки (заросшие артерии); 2 – ворсинки; 3 – мельчайшая артерия, приносящая венозную кровь в ворсинку; 4 – мельчайшая вена, уносящая артериальную кровь из ворсинки; 5 и 6 – артерии материнского организма, изливающие кровь в промежутки между ворсинками, и вены, уносящие кровь оттуда; 5 – промежутки между артериями, заполненные кровью, поступающей из артерий (6) и вытекающей в вены (7) материнского организма; 8 – пупочная вена; 8а – круглая связка печени (заросшая вена); 9 – пупочное кольцо; 10 – воротная вена; 11 – печень; 12 – нижняя полая вена; 13 – отверстие между предсердиями; 13а – заросшее отверстие; 14 – легочная артерия; 15 – проток между легочной артерией и аортой; 15а – заросший проток; 16 – легкое

Оба желудочка сердца плода выполняют одинаковую работу, нагнетая кровь в аорту: левый – непосредственно, а правый – через артериальный проток. Иными словами, оба они сокращаются с одинаковой силой. Этим объясняется примерно одинаковая толщина мышечной стенки того и другого желудочка.

Изменения в кровообращении у новорожденного. Момент рождения – это резкий переход к новым, совершенно отличным от прежних условиям существования организма.

Перерезка пуповины нарушает ту связь с материнским организмом, которая обеспечивала получение плодом питательных веществ, кислорода и освобождение от углекислоты и других продуктов жизнедеятельности.

Тотчас же в организме новорожденного наступает кислородное голодание, иными словами, задушение, что ведет к общему сильному возбуждению и, в частности, к появлению первых дыхательных движений.

Растяжение легких, наступающее при первом вдохе и сохраняющееся в течение всей жизни, способствует расширению легочных капилляров. К тому же сильно сокращаются кольцевые мышечные волокна, которые находятся в стенке артериального протока, соединяющего легочную артерию с аортой.

В результате кровь из правого желудочка целиком или почти целиком направляется к легким; оттуда по легочным венам кровь поступает в левое предсердие и, заполняя его, давит на клапан овального отверстия между предсердиями, что препятствует попаданию крови из правого предсердия в левое. Таким образом, сразу же после рождения появляются условия, которые способствуют последовательному движению крови по большому и малому кругу.

Уже к концу внутриутробного периода развития артериальный проток начинает суживаться вследствие разрастания внутреннего слоя его стенки. После рождения, когда кровь практически перестает протекать по протоку, его сужение происходит еще быстрее, и через 6-8 недель просвет протока полностью зарастает.

Постепенно зарастает и овальное отверстие путем прирастания к нему клапана, который в это время сильно увеличивается в длину и толщину. Окончательное закрытие овального отверстия происходит на 9-10-м месяце жизни, а иногда и значительно позднее. Нередко очень небольшое отверстие остается на всю жизнь, что не мешает нормальной работе сердца.

Пупочные артерии и вена после перевязки пуповины также постепенно зарастают.

Рост и развитие сердца в грудном и дошкольном возрасте (рис. 62). Сердце новорожденного в среднем весит 20 г, что составляет примерно 0,6% веса тела. В течение первых 11/2-2 лет сердце быстро растет, увеличивая свой вес в 3 раза.

Однако общий вес тела растет еще быстрее, утраиваясь к концу первого года жизни. В результате к 2 годам вес сердца составляет несколько меньше 0,5% общего веса тела.

В последующие годы рост сердца, как и общий рост тела, становится более медленным, вновь возрастая лишь в 14-15 лет, что опять-таки соответствует увеличению общего веса тела.

В течение первого года жизни поперечник сердца относительно широк, а потому оно имеет округлую форму; широки устья отходящих от сердца сосудов, и относительно велики предсердия, особенно правое (рис. 62). Интенсивный рост предсердий, в частности левого, продолжается примерно до 11/2 лет. В последующие годы объем предсердий и желудочков увеличивается в равной мере.

Рис. 62. Сердце детей разного возраста: А – новорожденного; Б – трехмесячного; В – годовалого; Г – двухлетнего; Д – пятилетнего; Е – срез сердца новорожденного; Ж – срез сердца шестилетнего; 1 – сердце спереди; 2 – сердце сзади

С возрастом в сердце происходят и другие изменения. Так, утолщаются волокна сердечной мышцы. За первые 11/2 года жизни в среднем диаметр их поперечника увеличивается с 6 до 9 микрон. В этот же период изменяется внутренняя структура волокон; становится хорошо заметна их поперечная исчерченность. Небольшое увеличение толщины волокон наблюдается и в последующие годы.

Клапаны, особенно расположенные между предсердиями и желудочками, также с возрастом изменяются. Ткань створок становится более плотной; изменяется расположение и количество мышечных выступов и сухожильных нитей.

Различие в силе сокращений правого и левого желудочков ведет к постепенному увеличению толщины левого желудочка. Уже к 6 месяцам жизни мышца левого желудочка толще мышцы правого в полтора раза, а к 4-6 годам – даже в 2 раза. Соответственно левый желудочек весит больше правого на 2-м месяце жизни на 60%, на 6-м – почти вдвое, а в 6-7 лет даже больше чем вдвое.

В период роста сердце менее устойчиво по отношению к различным вредным воздействиям. Так, например, в условиях голодания у взрослых людей вес сердца если и уменьшается, то в очень малой степени. Детское сердце в тех же условиях значительно теряет в весе.

Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений. Количество крови, перекачиваемой сердцем, зависит как от частоты сердечных сокращений, так и от систолического объема, т. е. объема крови, выбрасываемой в аорту при каждом сокращении левого желудочка.

По мере роста сердца систолический объем крови увеличивается. Сердце новорожденного при каждой систоле выталкивает в аорту всего лишь 2,5 мл крови, а к концу 1-го года жизни систолический объем увеличивается до 10 мл.

Это объясняется увеличением притока крови к сердцу и растяжением желудочков при поступлении в них крови из сокращающихся предсердий.

К концу 2-го года жизни систолический объем возрастает примерно на 4 мл, а в каждый последующий год – на 2 мл.

Частота сердечных сокращений в первые месяцы жизни 120-140 в минуту, к концу 1-го года жизни – 100-130, у детей 2-4 лет – 90-120, а 5-6 лет – 80-110 раз в минуту. В последующие годы частота сердечных сокращений продолжает понемногу снижаться.

Характерная особенность детского сердца – неравномерность сердечных сокращений, иными словами, отсутствие правильной ритмичности: на протяжении 2-3 минут при спокойном лежании ребенка его сердце несколько раз меняет частоту сокращений.

Неравномерна и сила сокращений, поэтому объем крови, выбрасываемой в аорту, при каждой систоле то увеличивается, то уменьшается. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений особенно велика у детей первых двух лет жизни.

В дошкольном возрасте она несколько снижается, а к 7-8 годам у некоторых детей сердечные сокращения становятся равномерными. У большинства же недостаточная равномерность сокращений остается до 14-15 лет.

Путем умножения величины систолического объема крови на число сокращений в единицу времени можно определить интенсивность перекачивания крови сердцем. Обычно вычисляют количество крови, выбрасываемой сердцем за 1 минуту. Это количество называется минутным объемом.

В первый месяц жизни минутный объем крови равняется в среднем 325 мл. При пересчете на 1 кг веса тела это составит около 100 мл. У годовалого ребенка минутный объем равен 1200 мл (около 120 мл на 1 кг веса), в 5 лет – 2000 мл (около 110 мл на 1 кг веса).

У взрослого человека в среднем минутный объем равен 4000 мл, или около 60 мл на 1 кг веса. Таким образом, минутный объем крови при пересчете на 1 кг веса тела очень высок у детей.

Это объясняется тем, что в период роста организм нуждается в повышенном количестве кислорода.

Источник: http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st049.shtml

Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Часть 2

Сердце ребенка анатомия

В этой части речь идет об особенностях морфологического развития сердечно-сосудистой системы: об изменении кровообращения у новорожденного; о положении, строении и размерах сердца ребенка в постнатальный период; о возрастных изменениях частоты сердечных сокращений и длительности сердечного цикла; о возрастных особенностях внешних проявлений деятельности сердца.

Изменение кровообращения у новорожденного

Акт рождения ребенка характеризуется переходом его к совершенно иным условиям существования. Изменения, наступающие в сердечно-сосудистой системе, связаны прежде всего с включением легочного дыхания.

В момент рождения ребенка перевязывают и перерезают пупочный канатик (пуповину), в связи с чем прекращается обмен газов, осуществляющийся в плаценте. При этом в крови новорожденного увеличивается содержание углекислого газа и уменьшается количество кислорода.

Эта кровь, с измененным газовым составом, приходит к дыхательному центру и возбуждает его – возникает первый вздох, при котором расправляются легкие и расширяются находящиеся в них сосуды. В легкие впервые входит воздух.

Расширенные, почти пустые сосуды легких обладают большой емкостью и имеют низкое давление крови. Поэтому вся кровь из правого желудочка по легочной артерии устремляется в легкие. Боталлов проток постепенно зарастает.

В связи с изменившимся давлением крови овальное окошечко в сердце закрывается складкой эндокарда, которая постепенно прирастает, и создается сплошная перегородка между предсердиями.

С этого момента разделяются большой и малый круги кровообращения, в правой половине сердца циркулирует только венозная кровь, а в левой – только артериальная.

В то же время перестают функционировать сосуды пупочного канатика, они зарастают, превращаются в связки. Так в момент рождения система кровообращения плода приобретает все черты ее строения у взрослого.

Положение, строение и размеры сердца ребенка в постнатальный период

Сердце новорожденного отличается от сердца взрослого по форме, относительной массе и расположению. Оно имеет почти шаровидную форму, его ширина несколько больше длины. Стенки правого и левого желудочков одинаковы по толщине.

У новорожденного сердце располагается очень высоко из-за высокого положения свода диафрагмы.

К концу первого года жизни в связи с опусканием диафрагмы и переходом ребенка к вертикальному положению (ребенок сидит, стоит) сердце занимает косое положение.

К 2-3 годам его верхушка доходит до 5-го левого ребра, к 5 годам она смещается к пятому левому межреберью. У 10-летних детей границы сердца почти такие же, как и у взрослых.

С момента разобщения большого и малого кругов кровообращения левый желудочек выполняет значительно большую работу, чем правый, так как сопротивление в большом круге больше, чем в малом.

В связи с этим усиленно развивается мышца левого желудочка, и к шести месяцам жизни соотношение стенки правого и левого желудочков становится таким же, как и у взрослого, – 1 : 2,11 ( у новорожденного оно составляет 1 : 1,33).

Предсердия более развиты, чем желудочки.

Масса сердца новорожденного в среднем равна 23,6 г (колебания возможны от 11,4 до 49,5 г) и составляет 0,89% от массы тела (у взрослого этот процент колеблется от 0,48 до 0,52%). С возрастом масса сердца увеличивается, особенно масса левого желудочка. В течение первых двух лет жизни сердце усиленно растет, причем правый желудочек несколько отстает в росте от левого.

К 8 месяцам жизни масса сердца увеличивается вдвое, к 2-3 годам – в 3 раза, к 5 годам – в 4 раза, к 6 – в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколько отстает от роста тела. В 14-15 лет – в период полового созревания – снова наступает усиленный рост сердца.

Масса сердца у мальчиков большое, чем у девочек. Но в 11 лет у девочек наступает период усиленного роста сердца (у мальчиков он начинается в 12 лет), и к 13-14 годам его масса становится больше, чем у мальчиков.

К 16 годам сердце у мальчиков снова становится тяжелее, чем у девочек.

Возрастные изменения частоты сердечных сокращений и длительности сердечного цикла

У плода частота сердечных сокращений колеблется от 130 до 150 ударов в минуту. В разное время суток она может у одного и того же плода отличаться на 30-40 сокращений.

В момент шевеления плода она увеличивается на 13-14 ударов в минуту. При кратковременной задержке дыхания у матери частота сердечных сокращений плода увеличивается на 8-11 ударов в минуту.

Мышечная работа матери не влияет на частоту сердечных сокращений плода.

У новорожденного частота сердечных сокращений близка к ее величине у плода и составляет 120-140 ударов в минуту. Лишь в течение нескольких первых дней наблюдается временное замедление сердечных сокращений до 80-70 ударов в минуту.

Большая частота сердечных сокращений у новорожденных связана с интенсивным обменом веществ и отсутствием влияний блуждающих нервов.

Но если у плода ритм сердечных сокращений отличается относительным постоянством, то у новорожденного он легко изменяется под влиянием различных раздражителей, действующих на рецепторы кожи, органов зрения и слуха, обонятельные, вкусовые и на рецепторы внутренних органов.

С возрастом частота сердечных сокращений уменьшается, и у подростков она приближается к величине взрослых.

Изменение частоты сердечных сокращений у детей с возрастом.

ВозрастЧастота сердечных сокращенийВозрастЧастота сердечных сокращений
Новорожденный120-1408 лет80-85
6 месяцев130-1359 лет80-85
1 год120-12510 лет78-85
2 года110-11511 лет78-84
3 года105-11012 лет75-82
4 года100-10513 лет72-80
5 лет98-10014 лет72-80
6 лет90-9515 лет70-76
7 лет85-90

Уменьшение числа сердечных сокращений с возрастом связано с влиянием блуждающего нерва на сердце. Отмечены половые отличия в частоте сердечных сокращений: у мальчиков он реже, чем у девочек того же возраста.

Характерная особенность деятельности сердца ребенка – наличие дыхательной аритмии: в момент вдоха наступает учащение ритма сердечных сокращений, а во время выдоха – замедление. В раннем детстве аритмия встречается редко и слабо выражена. Начиная с дошкольного возраста и до 14 лет она значительна. В возрасте 15-16 лет встречаются лишь единичные случаи дыхательной аритмии.

У детей частота сердечных сокращений подвергается большим изменениям под влиянием различных факторов. Эмоциональные влияния приводят, как правило, к увеличению ритма сердечной деятельности. Она значительно увеличивается при повышении температуры внешней среды и при физической работе и уменьшается при понижении температуры.

Частота сердечных сокращений во время физической работы увеличивается до 180-200 ударов в минуту. Это объясняется недостаточным развитием механизмов, обеспечивающих увеличение потребления кислорода во время работы.

У детей старшего возраста более совершенные регуляторные механизмы обеспечивают быструю перестройку сердечно-сосудистой системы в соответствии с физической нагрузкой.

В связи с большой частотой сердечных сокращений у детей длительность всего цикла сокращений значительно меньше, чем у взрослых. Если у взрослого она оставляет 0,8 сек, то у плода – 0,46 сек, у новорожденного ребенка – 0,4-0,5 сек, у 6-7-летних детей длительность сердечного цикла равна 0,63 сек, у детей 12-летнего возраста – 0,75 сек, т.е. его величина почти такая же, как и у взрослых.

В соответствии с изменением длительности цикла сердечных сокращений изменяется и длительность его отдельных фаз. К концу беременности у плода длительность систолы желудочков составляет 0,3-0,5 сек, а диастолы – 0,15-0,24 сек.

Фаза напряжения желудочков у новорожденного длится – 0,068 сек, а у грудных детей – 0,063 сек. Фаза изгнания у новорожденных осуществляется за – 0,188 сек, а у грудных детей – за 0,206 сек.

Изменения длительности сердечного цикла и его фаз в других возрастных группах показаны в таблице.

Длительность отдельных фаз сердечного цикла (в сек) у детей различных возрастных групп (по Б.Л.Комарову)

Фазы сердечного циклаВозрастные группы
8-11 лет12-15 лет20-60 лет
Систола желудочков0,2750,2810,301
Систола предсердий0,0890,0900,078
Диастола желудочков0,4950,5450,579
Длительность цикла0,7710,8260,880

При интенсивной мышечной нагрузке фазы сердечного цикла укорачиваются. Особенно резко уменьшается длительность фазы напряжения и фазы изгнания в начале работы. Через некоторое время их продолжительность несколько увеличивается и становится стабильной до конца работы.

Возрастные особенности внешних проявлений деятельности сердца

Сердечный толчок хорошо виден на глаз у детей и подростков с плохо развитой подкожной жировой клетчаткой, а у детей с хорошей упитанностью сердечный толчок легко определяется при пальпации.

У новорожденных и у детей до 2-3-летнего возраста сердечный толчок ощущается в 4-м левом межреберье на 1-2 см снаружи от сосковой линии, у детей 3-7-летнего возраста и последующих возрастных групп он определяется в 5-м межреберье, несколько варьируя снаружи и внутри от сосковой линии.

Тоны сердца у детей несколько короче по сравнению со взрослыми. Если у взрослых первый тон длится 0,1-0,17 сек, то у детей 0,1-0,12 сек.

Второй тон у детей более продолжителен, чем у взрослых. У детей он длится 0,07-0,1 сек, а у взрослых – 0,06-0,08 сек. Иногда у детей от 1 до 3 лет наблюдается расщепление второго тона, связанное с несколько разновременным закрытием полулунных клапанов аорты и легочной артерии, и расщепление первого тона, которое обусловлено асинхронным закрытием митрального и трехстворчатого клапанов.

https://www.youtube.com/watch?v=m8_Zoj3eol8

Нередко у детей регистрируется третий тон, очень тихий, глухой и низкий. Он возникает в начале диастолы через 0,1-0,2 сек после второго тона и связан с быстрым растяжением мышцы желудочков, возникающим при поступлении в них крови. У взрослых третий тон длится 0,04-0,09 сек, у детей 0,03-0,06 сек. У новорожденных и грудных детей третий тон не прослушивается.

Во время мышечной работы, положительных и отрицательных эмоций увеличивается сила сердечных тонов, во время сна она уменьшается.

Электрокардиограмма детей значительно отличается от электрокардиограммы взрослых и в различные возрастные периоды имеет свои особенности в связи с изменением размеров сердца, его положения, регуляции и др.

У плода электрокардиограмма регистрируется на 15-17-й неделе беременности.

Время проведения возбуждения от предсердий в желудочки (интервал P-Q) у плода короче, чем у новорожденного. У новорожденных и детей первых трех месяцев жизни это время равно 0,09-0,12 сек, а у более старших детей – 0,13-0,14 сек.

Комплекс QRS у новорожденных короче, чем в более старшем возрасте. Отдельные зубцы электрокардиограммы у детей этого возраста различны в разных отведениях.

У грудных детей в электрокардиограмме остается сильно выраженным зубец P, что объясняют большей величиной предсердий. Комплекс QRS часто многофазен, в нем преобладает зубец R. Изменения комплекса QRS связывают с неравномерным ростом проводящей системы сердца.

В дошкольном возрасте электрокардиограмма большинства детей этого возраста характеризуется некоторым уменьшением зубцов P и Q. Зубец R увеличивается во всех отведениях, что связано с развитием миокарда левого желудочка. В этом возрасте увеличивается длительность комплекса QRS и интервала P-Q, что зависит от закрепления влияний блуждающего нерва на сердце.

У детей школьного возраста еще больше увеличивается длительность сердечного цикла (R-R) и в среднем равняется 0,6-0,85 сек. Величина зубца R в первом отведении у подростков приближается к величине его у взрослого. Зубец Q уменьшается с возрастом, и у подростков также приближается к величине его у взрослого.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/anatomy-and-physiology-of-a-childrens-organism/821-2009-11-11-12-46-08.html

Детям о сердце. 6 экспериментов

Сердце ребенка анатомия

А вы знаете, что в Инстаграме есть интересный познавательный проект #узнай_с_нами? Ведут его несколько креативных и любознательных девушек, и я в их компании:) Каждый месяц мы берем новую тему и целую неделю изучаем ее с разных сторон.

Маша @earlystudy делает тематическое занятие для деток, вторая Маша @shkurinamaria придумывает сказку, у Риты @knigra обзор полезных книг по теме, у Анны @tokarinos веселая развивающая игра или поделка, у Вики @spacegiraffe_ru интересные факты и мультфильмы. А я @tavika.ru провожу опыты и эксперименты.

Все темы проекта вы можете найти по тегам и даже присоединиться к нам со своими работами на тему этого месяца “Сердце” – добавляйте к фото тег #узнай_сердце. Или просто погуляйте по тегам, там интересно!

Ну а сегодня тут в блоге я хочу показать несколько простых опытов и экспериментов для детей, которые помогут познакомить ребенка с таким важным органом человеческого тела как сердце.

Изучаем свой организм – познавательно, интересно и весело 🙂
Кстати, помните, мы уже как-то делали необычные опыты про тело и органы чувств человека – посмотреть их можно тут. “Ставим опыты над собой”. А сейчас давайте поближе познакомим деток с сердцем!

Опыт 1. Размер сердца.

Многие дети, говоря о сердце, его себе представляют в виде красненького “сердечка”, которое находится у них внутри и которое производит “любовь” или “грусть”. На самом деле сердце – такой же орган как и все остальные.

В основном он состоит из мышц, разделяется на 4 отдела – два предсердия и два желудочка (левые и правые) и занято тем, что прокачивает кровь по сосудам тела. Делает оно это с помощью сокращений – как насос “проталкивая” порции крови по кровеносным сосудам.

А чтобы кровь всегда шла в одном направлении и не переливалась из отдела в отдел, отделы сердца снабжены клапанами – такими маленькими “дверками”, которые открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови.

Попросите ребенка сжать руку в кулачок – примерно такой размер имеет его сердце.
Опыт 2. Положение сердца.

Часто говорят, что сердце у нас слева.

На самом деле это неверно – сердце находится в грудной клетке почти посередине. Оно расположено своим более острым концом (который врачи называют “верхушка”) вниз, чуть влево и немного вперед.

Приложите кулачок ребенка к груди по центру, наклонив низ чуть-чуть влево – именно здесь сердце и находится. 

Скажите малышу, чтобы он сжимал-разжимал пальцы в кулак считал, сколько раз он это может сделать. На каком счете мышцы руки устали? Около минуты? Две? А мышцы сердца сокращаются точно так же долгие годы и десятилетия  без отдыха – и не устают, ведь они самые трудолюбивые во всем организме! 

В минуту у взрослого человека происходит около 70 сокращений мышц сердца, а за жизнь сердце делает их 2,5 миллиарда раз! 

Опыт 4. Почему сердце стучит?

А теперь послушаем сердце. Кстати, чтобы не прижиматься ухом к груди своих пациенток французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп:) А мы вместо него можем использовать бумажный одноразовый стаканчик. Спросите малыша, как ему лучше слышно –  через стаканчик или прижавшись ухом к груди? 

Если прислушаться, то можно различить, что каждый удар сердца состоит из двух тонов: «тууум-дум». Первый – низкий и длинный, возникает во время сокращения сердца. Второй высокий и короткий, возникает во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов. А вот если между этими ударами слышно что-то еще, то это врачи называют «шумы в сердце» и прописывают лечение. 

Опыт 5. Считаем пульс

Биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. И поможет нам в этом пульс, который легче всего прощупать на запястье. Помогите ребенку найти на руке то место, где ощущаются удары крови, проталкиваемой сердцем по артерии. Пусть он посчитает количество ударов в минуту и запишет результат.

А потом попросите малыша поприседать и снова замерить пульс.

Задайте ребенку вопрос, почему пульс ускорился? Если малыш уже знаком с анатомией и функциями крови, то он сможет догадаться, что при физической работе органам тела понадобился дополнительный кислород, поэтому и кровь должна была проходить через них быстрее и скорее отдавать им свои запасы кислорода – вот сердце и стало качать ее с большей скоростью.

А теперь давайте на пульс посмотрим. Для этого наклейте на нужное место на запястье кусочек пластилина и воткните в него зубочистку – вы увидите как палочка ритмично колеблется – это и есть удары пульса!
Здорово? Нам с Катей очень понравилось изучать свое сердце:) Надо бы и с другими органами такие опыты и эксперименты проделать :)А продолжение занятий на тему “сердце” вы найдете в Инстаграме в проекте #узнай_с_нами по тегу #узнай_сердце. Там вас ждут занятия, факты, книги, игры и сказка. Присоединяйтесь к нам со своими работами на тему “сердце” – в конце недели из лучших из них будет собран коллаж.

P.S. Следующая неделька в проекте #узнай_с_нами будет посвящена морской тематике. И я расскажу в ней о том, как сделать кинетический песок.

Другие эксперименты и занятия по биологии человека вы найдете здесь: Почему голова круглая, Откуда берутся родинки?, Почему человек дышит, Типы лиц, Почему люди плачут, Почему люди зевают, Почему людям надо спать, Почему у человека две руки и две ноги, Откуда берется слюна, Откуда появился человек, Анатомия человека из фетра – скачать шаблоны, Анатомия из подручных материалов, Ставим опыты… над собой

“,”author”:”Автор: Татьяна Пироженко”,”date_published”:”2020-03-11T14:51:00.000Z”,”lead_image_url”:”https://2.bp.blogspot.com/-tYEAX7rIDd0/V2KV07a2rAI/AAAAAAAAsOo/J6DO8ImXvfcxWOpxmVScbLhGgdDQEWnfgCKgB/w1200-h630-p-k-no-nu/%25D1%2581%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B4%25D1%2586%25D0%25B52.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://www.tavika.ru/2016/06/heart-experiment.html”,”domain”:”www.tavika.ru”,”excerpt”:”Опыты и эксперименты для детей по анатомии. Как работает сердце?”,”word_count”:834,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://www.tavika.ru/2016/06/heart-experiment.html

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей

Сердце ребенка анатомия

Наиболее важными функциями сердечнососудистой системы являются:

1)      поддержание постоянства внутренней среды организма;

2)      доставка кислорода и питательных веществ во все органы и ткани;

3)      выведение из организма продуктов обмена веществ.

Эти функции сердечнососудистая система может обеспечить только в тесном взаимодействии с органами дыхания, пищеваре ния и мочевыделения. Совершенствование работы органов кро вообращения происходит неравномерно на протяжении всего периода детства.

Особенности внутриутробного кровообращения у детей

Закладка сердца начинается на 2й неделе внутриутробной жизни. В течение 3 недель из пластинки, расположенной на гра нице головы и туловища, происходит формирование сердца со всеми его отделами.

В первые 6 недель сердце состоит из трех камер, затем образуются четыре за счет разделения предсер дий. В это время происходит процесс разделения сердца на пра вую и левую половины, формирование клапанов сердца.

Об разование основных артериальных стволов начинается со 2й недели жизни. Очень рано формируется проводниковая систе ма сердца.

Внутриутробное кровообращение плода

Насыщенная кислородом кровь поступает через плаценту по пупочной вене к плоду. Меньшая часть этой крови впиты вается в печень, большая — в нижнюю полую вену. Затем эта кровь, смешавшись с кровью из правой половины плода, по ступает в правое предсердие. Сюда же вливается кровь из верх ней полой вены.

Однако эти два кровяных столба почти не сме шиваются друг с другом. Кровь из нижней полой вены через овальное окно попадает в левое сердце и аорту.

Кровь, бедная кислородом, из верхней полой вены проходит в правое предсер дие, правый желудочек и начальную часть легочной артерии, отсюда через артериальный проток она попадает в аорту и при мешивается к крови, поступившей из левого желудочка.

Лишь небольшая часть крови поступает в легкие, оттуда — в левое предсердие, в котором она смешивается с кровью, поступившей через овальное окно. Небольшое количество крови в малом кру ге кровообращения циркулирует до первого вдоха. Таким об разом, мозг и печень получают наиболее богатую кислородом кровь, а нижние конечности — наименее богатую кислородом кровь.

После рождения ребенка венозный проток и пупочные со суды запустевают, зарастают и превращаются в круглую связ ку печени.

В действие вовлекаются все физиологические системы жиз необеспечения.

Анатомофизиологические особенности сердца и сосудов у детей

У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечнососудистой системы. Особенно энергично растет и совершенствуется сердце у детей с 2 до 6 лет, а также — в период полового созревания.

Сердце новорожденного имеет уплощенную конусообразную, овальную или шарообразную форму изза недостаточного раз вития желудочков и сравнительно больших размеров предсер дий. Только к 10—14 годам сердце приобретает такую же фор му, что и у взрослого человека.

В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце новорожден ного расположено горизонтально. Косое положение сердце при нимает к первому году жизни.

Масса сердца новорожденного составляет 0,8% от общей мас сы тела, она относительно больше, чем у взрослого человека. Правый и левый желудочки одинаковы по толщине, их стенки равны 5 мм.

Сравнительно большие размеры имеют предсер дие и магистральные сосуды. К концу первого года вес сердца удваивается, к 3 годам — утраивается.

В дошкольном и млад шем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова на растает в период полового созревания. К 17 годам масса серд ца увеличивается в 10 раз.

Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек зна чительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое превышает правый. Толщина стенок желудочков у ново рожденного составляет 5,5 мм, в дальнейшем толщина левого желудочка увеличивается до 12 мм, правого — до 6—7 мм.

Объем сердца при рождении составляет около 22 см3, за пер вый год он увеличивается на 20 см3, в последующем — ежегод но на 6—10 см3. Одновременно увеличивается диаметр клапан ных отверстий.

У детей сердце расположено выше, чем у взрослых. Объем сердца у детей больше относительно объема грудной клетки, чем у взрослых. У новорожденного верхушка сердца образова на обоими желудочками, к 6 месяцам — только левым. Проек ция сердца к 1,5 года из IV межреберья опускается в V межреберье.

В детском возрасте происходит качественная перестройка сердечной мышцы. У детей раннего возраста мышца сердца не дифференцированна и состоит из тонких, плохо разделенных миофибрилл, которые содержат большое количество овальных ядер. Поперечная исчерченность отсутствует. Соединительная ткань начинает развиваться.

Эластических элементов очень ма ло, в раннем детском возрасте мышечные волокна близко при легают друг к другу. С ростом ребенка мышечные волокна утол щаются, появляется грубая соединительная ткань. Форма ядер становится палочкообразной, появляется поперечная исчерчен ность мышц, к 2—3летнему возрасту гистологическая диффе ренциация миокарда завершается.

Совершенствуются и другие отделы сердца.

По мере роста ребенка происходит совершенствование про водящей системы сердца. В раннем детском возрасте она массив на, ее волокна контурированы нечетко. У детей более старшего возраста происходит перемодулирование проводящей системы сердца, поэтому у детей часто встречаются нарушения ритма сердца.

Работа сердца осуществляется за счет поверхностных и глу боких сплетений, образованных волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов, контактирующих с ганглиями синусового и предсердножелудочкового узлов в стенках пра вого предсердия. Ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие к 3—4 годам.

До этого возраста сердечная деятельность регулируется симпатической системой. Это объясняет физио логическое учащение сердечного ритма у детей первых 3 лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердеч ный ритм и появляется аритмия типа дыхательной, удлиняются интервалы между сердечными сокращениями.

Функции миокар да у детей, такие как автоматизм, проводимость, сократимость, осуществляются так же, как у взрослых.

Особенности сосудов у детей

Сосуды подводят и распределяют кровь по органам и тканям ребенка. Их просвет у детей раннего возраста широк. По шири не артерии равны венам. Соотношение их просвета составляет

1 : 1, затем венозное русло становится шире, к 16 годам их со отношение составляет 1 : 2. Рост артерий и вен часто не соот ветствует росту сердца. Стенки артерий более эластичны, чем стенки вен. С этим связаны меньшие показатели, чем у взрос лых, периферического сопротивления, артериального давления и скорости кровотока.

Строение артерий также меняется. У новорожденных стен ки сосудов тонкие, в них слабо развиты мышечные и эластические волокна. До 5 лет быстро растет мышечный слой, в 5— 8 лет равномерно развиты все оболочки сосудов, к 12 годам структура сосудов у детей такая же, как у взрослых.

Частота пульса у детей зависит от возраста. У новорожден ного она составляет 160—140 ударов в 1 мин, в 1 год — 110—140, в 5 лет — 100, в 10 лет — 80—90, в 15 лет — 80.

С возрастом нарастает систолическое артериальное давле ние, имеется тенденция к повышению диастолического дав ления.

Артериальное систолическое давление равно 90 + 2 x n, диа столическое — 60 + 2 x n, где n — возраст ребенка в годах. Для де тей до 1 года систолическое давление равно 75 + n, где n — воз раст ребенка в месяцах. Диастолическое артериальное давление равно систолическому давлению минус 10 мм рт. ст.

Сердце и сосуды в период полового созревания

В пубертатном возрасте происходит интенсивный рост раз личных органов и систем. В этом периоде происходят нарушения их функционирования в связи с нарушениями их взаимоотно шений и координации функций.

У подростков в связи с осо бенностями роста как сердца, так и всего тела отмечаются отно сительно малые масса и объем сердца по сравнению с массой и объемом тела. Отношение объема тела к объему сердца у де тей равно 50%, у взрослого — 60%, а в пубертатном периоде составляет 90%.

Кроме этого, имеются анатомические особен ности сердечнососудистой системы у подростков, которые свя заны с соотношением объема сердца и сосудов.

У подростков объем сердца увеличивается быстрее, чем ем кость сосудистой сети, это увеличивает периферическое со противление, что приводит к гипертрофическому варианту под росткового сердца.

У подростков с отклонениями в возрастной эволюции серд ца преобладает симпатическая регуляция.

Таким образом, у детей имеются функциональные особен ности органов кровообращения, которые характеризуются:

1)      1)высоким уровнем выносливости детского сердца вследствие его достаточно большой массы, хорошего кровоснабжения;

2)      физиологической тахикардией, обусловленной малым объе мом сердца при высокой потребности детского организма в кислороде, а также симпатотомией;

3)      низким артериальным давлением с малым объемом крови, поступающей с каждым сердечным сокращением, а также низким периферическим сопротивлением сосудов;

4)      неравномерностью роста сердца и связанными с этим функ циональными расстройствами.

Источник: https://www.med-practic.com/rus/68/12747/article.more.html

Гиппократ
Добавить комментарий